Суть Времени (СВ)
История развития СВ берёт своё начало с серии передач Суд Времени, где ведущим был Сванидзе. Там сталкивались либеральные убеждения нынешней России, представляемые и защищаемые Млечиным, и коммунистические во главе с Кургиняном. Вся передача была выстроена по принципу некоего суда с присяжными, обвинителями, защитниками, свидетелями и так далее. Смотреть её было достаточно интересно. Там Кургинян очень резво уделывает всех свои оппонентов. И что интересно - голосования в зале обычно выигрывает Млечин, а голосование через телефон и интернет выигрывает Кургинян, что говорит об ангажированности местной публики. Потом передачи резко закрыли, видимо, поняв, что тем самым они только усиливают позиции левых сил в стране и объединяют их.
Дальше Кургинян выпускает ряд видеороликов о том, почему на самом деле распался СССР. Свою передачу он называет Суть времени, после чего предлагает всем желающим присоединиться к виртуальному дискуссионному клубу Суть времени.
После чего активисты СВ быстро растут в числе и проводят много интересных социологических опросов, например нужно ли проводить десоветизацию, о величии СССР, о сексуальных меньшинствах и прочие. Параллельно создаются выставки 20 лет без СССР, выпускаются трогательные видеоролики, где люди ностальгируют по былому прошлому. Здесь мы подходим к главному, почему же Суть Времени быстро набрала популярность? Да потому что удовлетворила общественную потребность в здоровом взгляде на советское прошлое. К примеру, вот что пишет один из бывших членов Сути Времени, ушедший после того, как движение превратилось в секту:
Первый состав СВ — это были действительно отличные ребята (да просят меня те, кто пришел позже). Я не мог уместить в голове то количество проектных решений, выдаваемое этими людьми на-гора, которые должны были способствовать развитию коммунистического движения. И многим верилось тогда, что на базе СВ действительно можно объединить все на тот момент существовавшие разрозненные группы левых.
В 2011-2012 гг движение создаёт свою газету, на которую обязан подписаться каждый участник движения. Также проводятся акции по контролю выборов, слежению за голосованием депутатов и много других полезных для общества вещей. Тогда же проводятся первые митинги Сути Времени. Кургинян старается участвовать везде на стороне патриотических сил. Он даже показушно сжигает белую ленточку либеральной оппозиции.
В конце 2012 года СВ начинает заниматься борьбой с ювенальной юстицией, они организуют новую структуру РВС (Родительское Всероссийское Сопротивление) в рамках которого даже позже будет предпринята попытка бороться с ЕГЭ. На одну из встреч РВС вдруг неожиданно приезжает Путин и поддерживает собравшихся в их начинаниях, что говорит о наличии определённых связей у Кургиняна, а также ресурсов. В дальнейшем СВ выигрывает патриотический грант, на основе которого начинает выпускать патриотическую стенгазету Шаги истории, где красочно преподносятся отдельные моменты из истории России, начиная с Руси и заканчивая СССР. Эту стенгазету я лично до сих пор ношу в 5 школ города Петрозаводска.
Во время начавшейся войны на Украине организуются гуманитарные поставки, которые идут на Донбасс. Люди из движения СВ даже едут воевать на стороне восставших регионов в подразделение “Восток”. А сейчас до сих пор ведут там журналистскую деятельность.
Вот такое интересное движение на первый взгляд с действительно мощным потенциалом для развития. Но таким оно было недолго. Первые звоночки появились уже тогда, когда в одной из Летних школ Сути Времени оказывается, что все несогласные с Кургиняном - это провокаторы и должны быть изгнаны из движения. Любая критика движения воспринимается в штыки. На своём сайте они публикуют “принципы управления”, которые разработали уже участники СВ. В них чётко прослеживается линия “кто не с Кургиняном, тот против нас всех, даже если ты член движения”. Мол клуб этот Кургиняна и без него он существовать не может. Налицо авторитаризм и подавление индивидуальности. К примеру, вот как описывается схема внутреннего управления внутри движения в реальности:
(здесь подробнее: [Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть ссылку])Схема это выглядит следующим образом. Есть, например, некий член движения, который не согласен с позицией руководства. Можно конечно предоставить ему возможность высказаться, может даже позволить покритиковать позицию руководства, затем зафиксировать его мнение, поставить вопрос на голосование и решить проблему. Но это очень долго и не эффективно. Другой способ, практикующийся в СВ, это схема, при которой различными способами осуществляется дискредитация оппонента и удар наносится по источнику, от которого исходит эта позиция. Далее подключается ближайший актив, устраивающий травлю несогласного. Естественно, выдерживают не многие. Но если оказывается, что у несогласного нервы крепкие, то исключают директивно, как провокатора. В конце концов, кто будет проверять, порядочный он человек или нет, а те единицы любопытствующих, что проделают подобную работу, не являются угрозой. Ведь с ними можно поступить также.
Дальше хуже. Отдельные ячейки Сути Времени пытаются уйти из общества и обустраивать коммуны ([Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть ссылку]). Кстати, вот что о подобном (фаланстерах) писал Маркс в манифесте ком. партии:
И вот какой факт был обнаружен одним человеком:Поэтому, если основатели этих систем и были во многих отношениях революционны, то их ученики всегда образуют реакционные секты. Они крепко держатся старых воззрении своих учителей, невзирая на дальнейшее историческое развитие пролетариата. Поэтому они последовательно стараются вновь притупить классовую борьбу и примирить противоположности. Они все еще мечтают об осуществлении, путем опытов, своих общественных утопий, об учреждении отдельных фаланстеров, об основании внутренних колоний [«Home-colonies»], об устройстве маленькой Икарии – карманного издания нового Иерусалима, – и для сооружения всех этих воздушных замков вынуждены обращаться к филантропии буржуазных сердец и кошельков. Они постепенно опускаются в категорию описанных выше реакционных или консервативных социалистов, отличаясь от них лишь более систематическим педантизмом и фанатической верой в чудодейственную силу своей социальной науки.
Если же вы придёте в один из их дискуссионных клубов, то поначалу может даже показаться, что там собрались адекватные люди, но только на первый взгляд. Любая попытка критиковать их позиции воспринималась в штыки и с агрессией. Постоянно навешивались ярлыки в стиле “а это уже постмодерн” и прочее. Вообще, я особо умных людей в СВ лично не увидел, в основном это тоскующие по СССР обыватели.Но (ВНИМАНИЕ!) я обнаружил кардинальное отличие Александровского от старых коммун.
Если Оуэн или Кабе, создавая коммуну, передавали всё имущество в собственность коммуне, где каждый, вступая в коммуну, становился совладельцем, а выходя из коммуны — терял права совладельца, то фабрика в Алексадровском принадлежит конкретному физическому лицу.
Так на кого работают члены СВ в Александровском? Распространяется ли на них ТК?
Это безотносительно того, что фабрика была куплена сразу после чудовищной уценки через подставное лицо.
Коммуна — это когда члены коммуны трудятся вместе на общее благо (на коммуну) и вместе распоряжаются имуществом коммуны.
А когда члены сообщества считают, что трудятся на общее благо, но трудятся, по факту, на владельца объекта бизнеса — это тоже известная схема. По такой схеме работают саентологи, секта преподобного Муна, Аум Сенрикё и многие другие организации. Но это не коммуны — это секты.
Так на кого трудятся активисты СВ в Александровском? На основании каких норм и взаимоотношений они там трудятся?
Как позже оказалось, даже официальное левое движение, в том числе ярые марксисты, позже открестились от СВ. В одной из статей ([Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть ссылку]), к примеру, приводится, что Кургинян извращает учение Маркса на свой лад. Тогда встаёт резонный вопрос, а что за идеология внутри СВ? А нет там никакой идеологии до сих пор. Были лишь какие-то непонятные попытки срастить православие и коммунизм (вот бы Ленин посмеялся).
Один из главных лозунгов, которые всё время звучат - это создание СССР 2.0, мол исправленный такой вариант, что-то типа коммунизм с человеческим лицом или около того. Естественно, какого-то конкретного описания данного общества найти лично мне не получилось. Если вы знаете что-то, то можете дополнить. Я, конечно, спрашивал у самих участников, что под этим лозунгом понимается, но внятного ответа мне не дали.
В одном из своих видео Дмитрий Пучков и Борис Юлин разбирались с идеологией СВ ([Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть ссылку]). Юлин там пытался объяснять идеи хиллаизма и прочего, что проповедует Кургинян, но большого понимания это не внесло. Я лишь понял то, что мол они там на стороне добра и борются со злом. В итоге Юлин тоже сошёлся на мнении, что никакого марксизма у СВ нет, что Кургинян всё извращает. Далее там же Юлин рассказывает о стратегии Кургиняна - это создать новую элиту в так называемых “катакомбах”, а потом вывести её в свет.
Цитата:
Что за огненные мистерии спросите вы? А это самые настоящие околорелигиозные ритуалы, которые он перенёс из своей работы в театре ([Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть ссылку]) в политическое движение. Вот как описывает происходящее один из бывших членов движения:Но увы. Реальность показала, что крупное левое движение лидеру СВ было не нужно. Он грезил другой идей. Идеей создания ордена, с огненными мистериями и различными инициациями, через которые должен пройти каждый и доказать свою преданность Учителю. Это была его идея фикс, и ради ее реализации он пожертвовал теми многими, кто пришел в движение с другими целями. И как итог, деятельность СВ внесла еще больше разрозненности в ряды коммунистического движения. А лидер ордена занял почетное место рядом с Зюгановым в ряду достойнейших теоретиков антимарксизма.
(источник: [Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть ссылку])После длинной череды рассказов личных историй о том, как каждый пришел в СВ, чем занимался до этого, и какие события жизни сформировали их нынешние убеждения, Кургинян зачитал все записанные им повторяющиеся эпизоды из разных историй, тезисно объединив их в признаки коллективной идентичности. С этими бумажками он направился к костру, прежде заинтриговав всех тем, что намерен показать один фокус. Все участники школы, дружно образовав кольцо вокруг костра, стали наблюдать, что будет делать Кургинян. Он же начал бегать вокруг костра, зачитывая каждую бумажку, и призывал подойти ближе к костру тех, чья история по эпизоду соответствовала содержанию зачитанного. После чего бросал бумагу в костер и, обращаясь к тому, о ком в ней говорилось, нервно выкрикивал: «Всё! Не существует больше того, что вас разделяло, то, чего вы боялись, то, что делало вас слабыми! Вы теперь вместе, теперь вы сильнее — запомните это!”«Всё! Не существует больше того, что вас разделяло, то, чего вы боялись, то, что делало вас слабыми! Вы теперь вместе, теперь вы сильнее — запомните это!» После чего, к моему глубокому изумлению, всем было предложено почувствовать присутствие умерших предков. Не представить, а именно почувствовать. И некоторые, как мне потом рассказывали, сумели это сделать. Я же тогда просто наблюдал, что будет происходить дальше. А дальше Кургинян предложил принести всем клятву перед умершими предками, и все дружно вслед за Сергеем Ервандовичем произнесли слова «мы отомстим». В этот момент, краем глаза я заметил небольшую группу православных, которая стояла немного поодаль от происходящего. Позже, когда я спросил у них, что же их так смутило, они ответили, что у православных как-то не совсем принято клясться мертвым в том, что мы за них отомстим. С чем я не смог не согласится.
…
Вполне естественно, что позже стали обнаруживаться случаи эмоционального расстройства у людей, принимавших участие в подобных «таинствах». Особенно у тех, кто имел реальный опыт нахождения в сектах, увлекался различными оккультными и квази-религиозными практиками. И некоторые члены организации на полном серьезе стали искать причины своих неудач именно в существовании некой Тьмы, под воздействием которой они находятся. Разговорами о мистериях был заменен весь существовавший до того рациональный предметный дискурс — начали появляться публикации, где всерьез рассуждали о «мистериях пионерского огня». Всё это было бы не так смешно, если бы не было так грустно.
Кургинян также постоянно выпускает свои лекции продолжительностью по 2-3 часа под названием “Смысл игры”. Честно говоря, послушав половину лекции, меня стошнило. Это был какой-то малосвязный поток сознания, где редко можно было встретить хорошую мысль и то, если там они и были, то выразить их можно было за 10 минут. Больше я подобное не смотрю.
Что касается ЕГЭ. Когда из Петрозаводска в Москву на встречу по образованию приехал Иванов, один из ведущих экспертов по проблематике ЕГЭ, то ему была дана возможность прочитать лекцию на встрече, но затем оказалось, что поступило распоряжение сверху - Иванов пусть едет обратно в Петрозаводск, а мы тут и без него разберёмся что нам и как делать с ЕГЭ. Позже Иванов всем сообщил, что послал его куда подальше именно Кургинян. Так борьба с ЕГЭ со стороны СВ закончилась. Сейчас осталась лишь минимальная информационная поддержка посредством социальной сети Вконтакте.
Кто следил за ситуацией на Украине, хорошо помнят как в 2014 году летом в Донецк пулей прилетает Кургинян и устраивает там непойми что. Критикует Стрелкова и наводит панику. Стоит отметить, что после этого инцидента окончательно начало сыпаться его движение. Люди начали понимать, что этот человек явно не ведёт себя как патриот, а лишь прикрывается патриотизмом. Мне, к сожалению, пришлось пообщаться с некоторыми из бывших участников СВ. Это были люди, которые психологически были раздавлены и более особо не хотевшие иметь ничего общего с СВ. К примеру, вот как описывает психологическое состояние один из бывших участников:
Последний год моего пребывания в СВ я думал именно о тех, с кем я познакомился в СВ еще в начале нашей деятельности. Мне просто по-человечески было интересно, куда делись все эти инициативные ребята, что с ними произошло, ведь не могли они исчезнуть в никуда. Конечно, я обнаружил и факты настоящей психологической надломленности, когда люди все бросали и уходили. И это не удивительно — перенести ту череду горьких разочарований, что нас постигла, сумел не каждый. И это причина, удерживающая сегодня многих, кто хотел бы уйти из СВ. Их убедили в том, что за пределами СВ ничего нет, там только скверна. Там, за пределами СВ, «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». Хотя, конечно, при том, что это вздор, я все же не призываю уходить из СВ с подобными фобиями, ибо их нужно преодолевать. Иначе и в самом деле может постигнуть разочарование. И уж лучше действительно заниматься деятельностью в СВ, чем совсем ничем не заниматься.