МЕНЮ

Введение — материалистический менталитет

Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь, подобный пути, ведущему к великолепной храмине, назначенной царю в чертоги! Всех других путей шире и роскошнее он, озаренный солнцем и освещенный всю ночь огнями, но мимо его в глухой темноте текли люди. И сколько раз уже наведенные нисходившим с небес смыслом, они и тут умели отшатнуться и сбиться в сторону, умели среди бела дня попасть вновь в непроходимые захолустья, умели напустить вновь слепой туман друг другу в очи и, влачась вслед за болотными огнями, умели-таки добраться до пропасти, чтобы потом с ужасом спросить друг друга: где выход, где дорога?

Н. В. Гоголь "Мёртвые души"

Эта статья открывает систематическое и последовательное изложение концепции перехода к разумному обществу. Основное её положение заключается в необходимости изменения мировоззрения и системы ценностей людей, в необходимости переустройства общества на разумных принципах, в противовес сегодняшнему состоянию, когда и представления, и мотивы и действия людей, и принципы устройства общества противоречат разуму, логике и здравому смыслу и глубоко иррациональны. Сегодня неразумность завела человечество в тупик, найти выход из которого невозможно, без понимания вещей, описанных в концепции.

Нужно сказать сразу, что прочтение этой концепции будет полезно только для мыслящих людей. Несмотря на то, что человечество практически на 100% неразумно, среди людей можно выделить тех, кто всё же умеет думать самостоятельно и тех, кто к этому не привык и, не пытаясь понимать смысла и сути любого текста, опирается в его интерпретации лишь на привычные ему стереотипы, оценочные ярлыки, поверхностные ассоциации и т. д. Вторые (которые, к сожалению, составляют большинство) всё равно ничего не поймут, но первые, уверен, после прочтения концепции коренным образом изменят своё представление о мире и привычных вещах, сделают шаг от того, чтобы быть лишь потенциально предрасположенными к разумному мировоззрению, к тому, чтобы стать действительно разумными.

Прежде чем перейти непосредственно к основному содержанию концепции и начать вести речь о неразумности человечества, необходимо рассказать о других недостатках, которые ещё раньше, чем сработает неразумность, сбивают человека с правильного пути. Эти недостатки и заблуждения типичны, им, как и попыткам с ними бороться, тысячи лет, но, тем не менее, сегодня ситуация такова, что данные типичные отклонения большинство воспринимает как норму, как естественный выбор, поэтому мимо их рассмотрения пройти не получится.

Материалистический менталитет

Этот недостаток наиболее тяжёлый. В чём он заключается? Он заключается в фактическом отказе человека от имеющейся у него свободы воли, от собственной позиции, мнения, ценностей и следовании стратегии неизменной подстройки под внешние обстоятельства. Материалистический менталитет в определённой мере связан с материалистической философией, материалистическими идеями, но совсем не тождественен им. Он имеет отношение к личному выбору, к психологии человека. Многие убеждённые материалисты, утверждавшие, что бытие определяет сознание, на самом деле не обладали материалистическим менталитетом. Они искусственно создавали ту или иную лазейку в своих взглядах, которая отводила сознанию естественную для него роль не только отражать "объективную реальность", пассивно реагировать на происходящее, но и наперёд планировать свою деятельность, заниматься активным изменением этой реальности. Тем не менее вопроса о ложности материалистической идеи всё же стоит коснуться.

Материалистическая идея доминирует в современном мире. Но верна ли она? Очевидные факты и простейшая логика показывают, что нет. С одной стороны, недетерминированность нашего поведения (как и других живых существ) и способность принимать произвольные решения, выполнять произвольные действия, является прекрасно известным каждому фактом. С другой стороны, абсурдность представления материалистов о том, что человек и его сознание сформировано воздействием внешней неживой материи извне также очевидна из простых логических соображений. Примеры формирования путём внешних воздействий чего-то действительно сложного, упорядоченного из неживой материи на практике мы видим только тогда, когда это внешнее воздействие оказывается живыми одушевлёнными существами. Воздействие же неживой материи носит лишь разрушающий, разупорядочивающий характер. Любой сложный предмет, созданный человеком, будучи брошенным на улице, в конце концов рассыпется, превратится в мусор. Более того, прекрасно известное физикам второе начало термодинамики (которое сформулировано не только на основе эмпирических наблюдений, но и теоретически выводится при помощи теории вероятностей) вполне ясно указывает направление процессов, происходящих в неживой природе - все они самопроизвольно происходят так, что система стремится к максимуму энтропии, другими словами, к максимуму хаоса и неупорядоченности. Второе начало термодинамики приводит к вполне логичному выводу, который озвучил Клаузиус: в конце концов во Вселенной прекратятся все макроскопические процессы и она придёт к состоянию "тепловой смерти". Попытки опровержения этого вывода теми, кто остаётся в рамках материалистических представлений, нелепы и носят искусственный характер. Например, говорится, что вывод неверен, поскольку Вселенная "не является замкнутой системой", в то время как второй закон термодинамики применим только к замкнутым системам. Искусственность этого довода легко видеть. На практике ни одна из систем, с которыми мы имеем дело на Земле, не является замкнутой, тем не менее, это вовсе не мешает нам применять второй закон термодинамики и видеть его проявление практически во всех происходящих здесь процессах. Двигатель любого автомобиля - незамкнутая система, но никто ещё не оснастил автомобиль двигателем, который работал бы с КПД больше 100% (производя работы больше, чем давало бы энергии топливо). Организм человека - незамкнутая система, но никто не придумал способа обходиться без пищи и кислорода, чтобы противодействовать возрастанию энтропии внутри него. Незамкнутость же Вселенной - это пустая абстракция, т. к. никто не сможет назвать факторов, оказывающих существенное влияние в плане снижения энтропии извне даже на Солнечную систему, не говоря уже о масштабах галактик и их скоплений, воздействие извне на которые пренебрежимо мало. Популярна среди физиков и версия другого рода - версия о масштабной мегафлуктуации, которая каким-то чудесным образом привела к временному снижению энтропии в наблюдаемой части Вселенной. Либо мегафлуктуации, которая произошла на ранних этапах её возникновения, сразу после т. н. "большого взрыва", заложив изначальное неравновесие, которое за прошедшие с того времени 15 млрд. лет ещё не успело исчерпаться. Эта версия также не выдерживает критики в силу её абсолютной неправдоподобности. Совершенно немыслимо возникновение сколько-нибудь заметной макроскопической флуктуации даже в пределах комнаты, в силу её исключительно малой вероятности, не говоря уже о масштабах, сравнимых с наблюдаемой частью Вселенной. Таким образом, единственным вариантом, позволяющим найти выход из затруднительного положения, связанного с противоречием между вторым законом термодинамики и наблюдаемой картиной мира, который отнюдь не находится в равновесном состоянии и содержит сложные, высокоупорядоченные явления, является предположение о существовании не относящегося к материальному миру, миру неживой природы, феномена, процесса, действующего в сторону, обратную второму закону термодинамики, и постоянно уменьшающего энтропию, вносящего упорядоченность. Очевидно, что одним из проявлений этого феномена и является сознание, т. к. оно обладает свободой воли и способно вести упорядочивающую, созидательную деятельность.

В 18-19 вв. западные материалисты высмеяли религиозные представления о двойственности человеческой природы, о существовании души и жизни после смерти, заключив, что сознание является ничем иным, как проявлением материи, функцией мозга. Однако в пользу этого вывода не было и нет сколько-нибудь весомых обоснований. Вывод о том, что человек исключительно материален, базировался на идентичности химического состава организма человека и соединений неживой природы, о сходстве протекающих там и там физических и химических процессов, о наличии влияния, который оказывают материальные воздействия на наблюдаемое психическое состояние человека. Очевидно, что организм человека материален и подчиняется закономерностям, установленным для неживой материи. Очевидно, что существует взаимосвязь, подразумевающая двустороннее влияние между организмом человека и его сознанием. Однако тому, что сознание и личность материальны и являются функцией мозга, нет никаких доказательств. Повреждения мозга и нарушения в его работе, вызванные механическим воздействием, вредоносными веществами (такими как алкоголь, наркотики) и т. д., безусловно, оказывают влияние на психику человека. Это влияние может проявляться в нарушении адекватного восприятия окружающей действительности, способности к управлению своим организмом, нарушению способности к запоминанию происходящего и т. д. Однако при всей тяжести последствий, к которым могут привести нарушения в работе мозга, нет доказательств того, что такие нарушения приводят к нарушению фундаментальных свойств личности, к потере ранее усвоенных базовых знаний. Парадоксально то, что малейшие нарушения в работе отделов мозга, отвечающих за, например, регулирование дыхания, могут привести к немедленной смерти, однако серьёзные повреждения больших полушарий мозга, которые, согласно материалистическим представлениям, и отвечают за все высшие психические проявления, являясь вместилищем личности, знаний и воспоминаний, зачастую не приводят к каким-либо видимым последствиям. Многие люди в течение длительного времени просто не замечали, что забили себе в голову гвоздь. Описаний данных случаев очень много (вот, например, одна из статей на данную тему) и их невозможно объяснить в рамках материалистических представлений. Более того, специальные эксперименты на животных, проводившиеся в 20м веке, например, Карлом Лешли и др., показали, что невозможно установить, в каком участке мозга хранится информация о приобретённых условных рефлексах. Какой бы участок мозга не удалялся, рефлексы всё равно сохранялись. Объяснить данный феномен попытались при помощи сомнительной версии о том, что информация рассеяна по всему объёму мозга и, подобно голограмме, содержится в каждом его участке. Но есть и более простое объяснение - личность, сознание и долговременная память вообще не является функцией мозга, который выполняет лишь функцию сопряжения его с организмом, отвечает за преобразование сигналов и информации в ту и другую сторону и выполняет функции автоматического регулирования процессами организма.

С другой стороны, разнообразные доказательства в пользу существования души есть, хотя и игнорируются традиционной наукой. На Западе хорошо известны исследования Раймонда Моуди и Яна Стивенсона, которые обобщили множество случаев о посмертном опыте (Моуди) и реинкарнациях (Стивенсон). Большая фактическая база данных явлений и их явная схожесть между собой приводят к однозначному выводу о том, что феномен души (которая на самом деле и воплощает сознание, личность и долговременные воспоминания и не умирает после смерти организма) существует в реальности. Вряд ли является случайностью и то, что убеждённость в этом издревле существовала у всех народов, во всех культурах.

Вернёмся теперь к материалистическому менталитету. Человек, для которого он характерен, отказывается от естественной роли, определённой ему и его сознанию - быть не объектом, а субъектом, не подчиняться внешним случайным воздействиям, а самому вносить созидательные, упорядочивающие изменения в окружающий мир. Если нормальный человек имеет какие-то убеждения, принципы, при помощи которых выстраивает свою жизнь, какие-то цели, которые ставит и пытается достигать, решая встающие перед ним задачи, преодолевая трудности, то человек с материалистическим менталитетом мыслит иначе. Он ставит себя в зависимость от внешних условий и начинает существовать, подчиняясь им. Главный его принцип - найти подсказки о том, что делать и как поступать, вовне и действовать согласно им. Например, решая, в какое учебное заведение поступить, он задаст себе вопрос не типа "куда я хочу поступить?", а вопрос типа "куда обычно поступают люди категории X, к которой я себя отношу?". Чаще всего, не ставя перед собой никаких определённых целей, не имея никаких принципов, он просто существует, используя лишь те возможности, которые обстоятельства сами подбрасывают ему.

Обстоятельства для него будут стимулом и оправданием любых поступков. В любой ситуации он не будет препятствовать господствующим негативным тенденциям, а будет только поддерживать их. Там, где принято пить, он будет пить. Там, где принято воровать, он будет воровать. Там, где принято издеваться над людьми, он будет издеваться над людьми, и т. д. К сожалению, в современном обществе большинство людей обладают материалистическим менталитетом. Они не чувствуют за собой ответственности что-то менять, а лишь приспосабливаются к обстоятельствам. Для них является само собой разумеющимся, что если начальник делает что-то плохое, надо ему помогать, чтобы не пострадать самому, или, что если представится возможность комфортно устроиться за границей, свалить из "Рашки" и высмеивать оттуда бывших сограждан. Встретив мнение, что обычный человек должен что-то делать, чтобы изменить сложившуюся в обществе ситуацию, они просто покрутят пальцем у виска. Эти люди следуют общепринятым паттернам, присоединяются к общепринятому мнению. Успех и благополучие для них также полностью зависят от внешних факторов.

В значительной мере фактором, вызывающим рост материалистического менталитета, является западная культура. Человек и его потребности в западной культуре объективизированы, качествам и мотивам людей приписывается стандартизированное, фиксированное значение. Для представлений, типичных для западной цивилизации, характерно восприятие человека как объекта с заданными свойствами, которые можно изучить, систематизировать и использовать полученные данные, представляя при этом любое отклонение от типичных, усреднённых параметров как ненормальное. В современном западном и российском обществе люди всё больше играют роль автоматизированных роботов, обучаемых технологиям и действующих по ним, как в профессиональной деятельности, так и в том, что касается любой другой социальной активности.

Однако необходимо понимать, что человек не представляет собой пустую форму или объект с заданными свойствами. У него есть определённые качества личности, влияющие на его способности, на его поступки. Если их не замечать, не учитывать этой зависимости, происходит их разбалтывание и деградация. Человек начинает демонстрировать склонность к бессмысленным деструктивным поступкам просто, если у него есть возможность их совершить. Происходит примитивизация личности, скатывание основных мотивов поведения к животным потребностям и инстинктам.

В конечном итоге доминирование материалистического менталитета, когда люди превращаются из субъектов в объекты, в полном соответствии со вторым законом термодинамики ведёт общество только к тому, к чему может привести - к возрастанию энтропии, деградации и разрушению. Психология людей с материалистическим менталитетом такова, что, даже видя негативные тенденции, они не только не могут ничего изменить, но сами продолжают усугублять их. Психология приспособленцев, подчиняющихся обстоятельствам делает их беспомощными. Материалистический менталитет привёл к гибели уже не одну цивилизацию и может сделать то же самое с нашей страной, если не переломить ситуацию. Поэтому материалистическому менталитету надо дать бой. Необходимо понять, что никакие события не могут сами по себе развиваться в лучшую сторону и что именно на вас лежит ответственность за будущее. Необходимо отбросить пагубную установку на то, чтобы приспосабливаться к любым обстоятельствам. Необходимо учиться самому судить о вещах, принимать правильные решения, делать сознательный выбор. Необходимо брать на себя внутреннюю ответственность за свои поступки.

Следует заметить, что материалистический менталитет может проявлять себя не только в крайней, грубой форме. По сути любая уступка обстоятельствам (при внутреннем понимании неправильности этого), отход от собственных принципов в пользу внешних поведенческих шаблонов являются проявлением материалистического менталитета. Например, вы испытываете дискомфорт от непонимания окружающих и решаете подстроиться под общепринятые шаблоны, "быть как все" - это материалистический менталитет. Или наоборот, теряете терпение и говорите себе "всё, хватит, теперь буду вести себя так же, не считаясь ни с кем" - это тоже материалистический менталитет. Хотя очевидно, что не в любых обстоятельствах возможно и целесообразно любой ценой настаивать на своём, преодолевать внешнее сопротивление, следует понимать, что внутренний слом, психологическое поражение перед обстоятельствами, результатом которого будет устойчивая смена своих убеждений под их давлением, неприемлемы в любых ситуациях. Изменять убеждения следует только тогда, когда вы сами понимаете правильность этого.

Подводя итоги, можно сказать, что в любых обстоятельствах не стоит забывать о развитии личности, о том, что только её формирование и постоянное совершенствование, выработка необходимых качеств являются источником истинного успеха и человека и общества. Отступление же от этого правила, попытка перенести акцент и нагрузку с личности на формальные методы, технологии, процедуры неизбежно ведёт к пагубным последствиям.

Продолжение