Проект Венера появился в 1994 году из ещё более старого проекта «Социокибернетика», который был основан Жаком Фреско ещё в 1975 году. ДДВ появился в 2008 году как самостоятельное движение, в том же году он популяризировал идеи ПВ и вскоре наладил сотрудничество с ним, став его активистским крылом. В ходе их совместной работы у Питера Джозефа (руководителя ДДВ) и Жака Фреско появился ряд разногласий, которые они не смогли разрешить, и в результате ПВ отделился от ДДВ.
Проект Венера появился в 1994 году из ещё более старого проекта «Социокибернетика», который был основан Жаком Фреско ещё в 1975 году. ДДВ появился в 2008 году как самостоятельное движение, в том же году он популяризировал идеи ПВ и вскоре наладил сотрудничество с ним, став его активистским крылом. В ходе их совместной работы у Питера Джозефа (руководителя ДДВ) и Жака Фреско появился ряд разногласий, которые они не смогли разрешить, и в результате ПВ отделился от ДДВ. Подробнее об их разделении можно посмотреть здесь.
В общем и целом, эти два проекта схожи по свои идеям — причиной всех проблем общества они считают условия внешней среды (например, дефицит ресурсов, политика), и в качестве их решения они предлагают внедрение ресурсо-ориентированной экономики (РОЭ), которая автоматически решит проблемы голода, нищеты, бедности, войн, преступности и т.д., так как они убеждены в том, что именно внешняя среда, а не внутренние мотивы людей определяет их поведение. К примеру, если обеспечить изобилие всех материальных ресурсов на планете, то люди, соответственно, перестанут грабить, убивать, конкурировать и т.д., так как у них просто больше не будет для этого причин. При этом тот же Фреско всё же говорит о ценностях, но говорит он о них в таком ключе, что все они формируются у человека опять же внешней средой, и что если изменить среду, то вслед за ней изменятся и ценности людей. В общем, типичный для материализма набор заблуждений.
Какой-либо чёткой идеологической платформы у них нет. Есть книги Жака Фреско, в которых он описывает общество будущего и свои материалистические измышления; есть его интервью в виде аудио- и видеозаписей; есть FAQ, на который сторонники ПВ очень часто отсылают тех, кто высказывает какую-либо критику (то, что критикуются собственно вещи, там описанные, их не смущает). При этом сторонники ПВ очень любят ссылаться на научный подход, на котором он, по их мнению, основан.
Первый этап — информирование общественности о ПВ.
Второй этап — съёмка художественного фильма о том, каким будет общество согласно ПВ (сейчас идёт сбор средств на него).
Третий этап — строительство экспериментального города по технологиям ПВ на пожертвования (интересно, сколько по времени собирать будут?). Этот город должен будет стать прототипом для остальных городов.
Из их FAQ:
«По мере того как новые сообщества будут развиваться и становиться типовыми, они могут становиться основой для новой цивилизации, которая придет не революционным, а эволюционным путем. Никто не в силах предсказать будущее. Мы можем лишь делать прогнозы, основываясь на текущей информации и тенденциях. Рост численности населения Земли, технологические изменения, состояние окружающей среды и доступные ресурсы — все это вместе играет первостепенную роль в проектировании будущего».
То есть ребята не только не понимают, каким таким волшебным образом материально-техническая среда изменит мировоззрение и ценности людей, но ещё и не знают, как эту материально-техническую среду вообще внедрить в общество.
В ДДВ критику не приемлют абсолютно, в бан на их ресурсах можно улететь за комментарий типа «а есть доказательства?» под какой-нибудь сомнительной записью, что со мной и произошло уже давно. А вот в группе ПВ мне удалось высказать свою критику и пообщаться с некоторыми сторонниками, пытавшимися мне на неё отвечать. Правда, сторонники эти оказались, походу, просто школьниками, не умеющими читать и не способными воспринимать аргументы, которые просто насмотрелись красивых картинок и догматично отрицают свободу воли и, тем более, определяющую роль сознания в изменении человека и общества.
Пожалуй, единственное, что можно считать успехом ПВ, — это количество сторонников. Например, в русскоязычной группе «Вконтакте» 180 тысяч подписчиков, а в общей (глобальной) группе на Фэйсбуке — 270 тысяч. За счёт чего была достигнута популярность именно в русскоязычном сегменте?
Во-первых, создавалось и создаётся много различных информационных материалов (видео, статьи, книги, фильмы) высокого качества, доносящие до людей суть идей ПВ (в основном, это переводы оригинальных материалов с английского). Кроме того, активисты проекта устраивают разные лекции, семинары, конференции в разных городах.
Во-вторых, сама специфика доносимой информации — создание образа «рая на земле», так привлекательного для обывателей и потребителей, которых полно.
В-третьих, они делают акцент на решении проблем общества, причём не только убеждают людей в том, что проект крайне полезен для общества в целом, но и показывают, как изменится жизнь каждого человека, как бы дают ему возможность представить себя в таком идеальном обществе с помощью разных примеров.
В-четвёртых, сказывается здесь и отсутствие альтернатив в глазах многих людей, которые окончательно разочаровались в политиках и вообще в сложившейся системе, и которые теперь готовы поверить даже в такую утопию, благополучно переварив всю лапшу про «научный подход» и «совершенные технологии».
В общем, они находят свою целевую аудиторию: атеистов, материалистов, космополитов, ну и просто обывателей, которые любят развесить уши на какую-нибудь красивую сказку о райской жизни в стиле «ты сможешь потреблять, сколько захочешь». Конечно, большинство таких сторонников оказываются просто пассивными наблюдателями, однако там есть люди, которые приходят к ним и спрашивают, чем бы они могли помочь развитию проекта. Таким людям отвечают, что можно распространять идеи ПВ, либо просто дают ссылку на FAQ (причём весь), особо не заморачиваясь на конкретике.
Более общую критику утопических идей вы можете прочитать в статье «Утопические версии будущего»